Традиционный (и последний?) комментарий о работе сетей в новогоднюю
ночь. А также немного любопытной статистики, естественным образом
попавшей в официальные пресс-релизы и отчеты операторов.
А были перегрузки?
Судя по поведению сетей, критических перегрузок не было. Зато были
серьезные сомнения в том, что о работе сетей в нынешнюю новогоднюю ночь
вообще стоит писать. Все прошло настолько буднично и почти в пределах
нормы, что пытаться высосать из пальца некий «сенсационный отчет» было
бы просто смешно. Похоже, что новогодние «встряски» перестали быть
чем-то супер-пупер-экстра-ординарным для мобильных сетей, надежное
оборудование и запас по емкости позволяют успешно справляться даже с
пиковыми нагрузками всероссийского «поздравляльного» ажиотажа.
Операторы «большой тройки» с удовольствием отчитались об успешно
пройденном испытании нагрузкой и поделились некоторыми любопытными
цифрами, нужно свести в общий отчет и сохранить для истории. Не
пропадать же добру? Тем более, что буднично-нормальное функционирование
сетей в новогоднюю ночь обеспечила большая подготовительная работа
технических служб, которым за их незаметный труд хочется сказать большое
спасибо. Несколько ключевых цитат из финальных отчетов и пресс-релизов с
комментариями.
МТС
«...МТС <...> сообщает, что за новогодние сутки, начиная с полудня 31 декабря 2010 года до полудня 1 января 2011 года, абоненты МТС в России отправили более 681 миллиона SMS-сообщений и совершили порядка 634 миллиона голосовых вызовов.
Наиболее активно абоненты МТС отправляли поздравления в 20:00
часов 31 декабря и в 01:00 1 января. Так, за первый час с начала 2011
года количество отправленных SMS-сообщений превышало аналогичные
показатели в обычный день в 3,3 раза, а количество совершенных вызовов -
на 54,5%. Общее количество SMS-сообщений в новогодние сутки по сети МТС
в России увеличилось в 2,5 раза по сравнению с обычным днем, а общее
количество совершенных вызовов в новогодние сутки выросло на 24,4% по
сравнению с обычным днем.
Больше «в 3.3 раза» и «на 54.5%» - красивые цифры. Но не будем
забывать о том, что сравнивается активность часового периода с
новогодней полуночи до 1 часа ночи первого января, с активностью того же
периода в обычный день. Вы часто звоните и отправляете SMS сразу после
полуночи в будний день? А в новогоднюю ночь? Вот именно. При этом
разница по звонкам составила только (!) 54.5%, т.е. в полтора с небольшим раза больше. Или
абоненты МТС стали слишком активно звонить по ночам в обычные дни, или
все сильно проголодалась в ожидании боя курантов и первый час дружно
кушали, особо не отвлекаясь на звонки.
Заодно посчитаем и запомним средние цифры голосового и SMS-трафика в
сети МТС по России: порядка 272 миллионов SMS-сообщений и 479 миллионов
голосовых вызовов в сутки. Наверняка эти цифры нам когда-нибудь
пригодятся в других расчетах.
В целом по России в новогодние сутки количество SMS-сообщений,
отправленных абонентами МТС, увеличилось на 8% по сравнению с
аналогичным показателем прошлого года, а голосовых вызовов — на 5%.
<...>
Максимальную активность в новогоднюю ночь проявили абоненты МТС в
республиках Карелия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Марий Эл,
Тыва; Костромской, Новгородской, Кемеровской, Магаданской областей —
общая нагрузка на сеть в этих регионах увеличилась на 40–105%».
Билайн
«...«Билайн» <...> сообщает о том, что вся техническая
инфраструктура Компании успешно справилась с максимальным в истории
Компании пиком новогодних и рождественских нагрузок. Традиционно пик
нагрузки на мобильную сеть приходится на Новогоднюю ночь. В это время в
десятки раз возрастает количество звонков и SMS-сообщений. Технические
службы Компании заранее готовят сеть к праздничным нагрузкам, увеличивая
ее емкость в местах народных гуляний и резервируя дополнительные каналы
для маршрутизации голосового и интернет-трафика.
Принятые меры позволили значительно сократить время доставки
SMS-сообщений, а также обеспечить бесперебойную работу сети «Билайн» в
ее голосовом сегменте.
В Новогоднюю ночь значительно вырастает объем местных и
междугородных звонков. 31 декабря 2010 года абоненты «Билайн» в России
разговаривали более 10 млн часов, что на 3% больше, чем 31 декабря 2009
года. В первый час 2011 года объем голосового трафика превысил на 20%
объем наибольшей нагрузки обычного рабочего дня. По всей России в первый
час Нового года абоненты говорили более 806 тыс. часов, что на 1%
превышает показатели прошлого года.
В первый час Нового года общая продолжительность разговоров
абонентов Москвы и Московской области составила около 160 тыс. часов,
что на 8% больше, чем годом ранее. При этом объем голосового трафика
московских абонентов в первый час 2011 года превысил на 13% показатель
часа максимальной нагрузки обычного рабочего дня.
Здесь статистика голосового трафика (на 13% больше) выглядит
естественнее, так как нагрузка первого часа нового года сравнивается с
максимальной нагрузкой самого «горячего» часа рабочего дня. И обратите
внимание на рост новогоднего голосового трафика по сравнению с прошлым
годом: на 3% больше 31 декабря и всего на 1% больше первого января.
Суммарная емкость сетей за этот год прилично возросла, в том числе
благодаря активному строительству сетей 3G, а в прошлом году сеть Билайн справилась с новогодними празднествами неплохо.
Абоненты Северо-Западного региона в первый час 2011 года
разговаривали более 73 тыс. часов, что сопоставимо с показателями 2010
года. При этом объем голосового трафика увеличился на 37% по сравнению с
часом наибольшей нагрузки обычного рабочего дня.
C 0 часов 31 декабря 2010 по 0 часов 1 января 2011 года
российскими абонентами «Билайн» было отправлено 175,7 млн SMS, что на
3,3% больше, чем в аналогичный период годом ранее. В Новогоднюю ночь (с 0
до 5 часов) общий объем исходящих SMS-сообщений превысил 35 млн, что в
целом сопоставимо с результатами прошлого года.
Абоненты Москвы и Московской области 31 декабря 2010 года
отправили более 39 млн SMS-сообщений, а в первые пять часов нового года -
более 10 млн. Абоненты Северо-Западного региона в последний день 2010
года отправили 9.6 млн SMS, в 4.8 раз больше, чем в обычный рабочий
день. А в Новогоднюю ночь (с 0 до 5 часов) общий объем исходящих
SMS-сообщений в Северо-Западном регионе превысил 2.7 млн. единиц.
В первый час Нового года количество отправленных SMS в сетях
Центрально-Черноземного и Московского регионов более чем в 8 раз
превысило количество отправленных SMS в обычный день, в сетях Урала - в 9
раз, а в сетях Северо-Западного и Центрального регионов – более чем в
10 раз.»
МегаФон
«МегаФон» <...> сообщает об успешной работе сети в
период новогодних праздников. За сутки с полудня 31 декабря до полудня 1
января абоненты «МегаФона» совершили более 700 миллионов вызовов и
отправили более 335 миллионов SMS -сообщений.
Здесь мы с вами получили неожиданный подарок в виде полностью
совпадающих со статистикой МТС «размерностей»: количество голосовых
вызовов и SMS-сообщений с полудня 31 декабря и до полудня 1 января,
общей суммой по России. Итого: 634 миллиона голосовых вызовов в МТС и
700 миллионов голосовых вызовов в МегаФоне; 681 миллиона SMS-сообщений в
МТС и 335 миллионов в МегаФоне. Для меня цифры оказались неожиданными.
Особенно с учетом знаменитой акции «Безлимит за 2 рубля», действовавшей в
МТС по всей России, в том числе и в новогоднюю ночь. Прямо как будто
кто-то пошутил и поменял показатели операторов местами. Однако
статистика — дама упрямая и по натуре правдивая, хоть порой и говорит
нам неожиданные вещи.
Традиционно наибольшая нагрузка на сеть пришлась на период с 20
часов вечера 31 декабря и первые два часа нового года. Объемы голосового
и SMS-трафика в сети в новогоднюю ночь по сравнению с обычными днями
возросли в разных регионах от 2 до 4 раз.
«...Сеть московского "МегаФона" справилась с пиковыми
нагрузками в новогоднюю ночь, говорится в докладе оперативного дежурного
Федерального центра управления и мониторинга (ФЦУМ) компании. Всего с
18.00 часов 31 декабря 2010 года до 06.00 часов 1 января 2011 года абоненты
"МегаФона" в Москве и Московской области совершили 55 млн. исходящих
соединений общей продолжительностью 64 млн. минут и отправили 24 млн.
SMS-сообщений (всего в столичном регионе компания обслуживает более 8
млн. абонентов).»
Здесь мы с вами «на блюдечке» получаем ценную информацию о средней
продолжительности разговора, эти цифры операторы обычно тщательно
скрывают. Если калькулятор не врет, средняя длина разговора составила
чуть меньше 1 минуты и 10 секунд. Разумеется, в канун новогодья
бизнес-переговоров почти никто не вел и 40-минутных обсуждений
ассортимента магазинов было тоже немного, но все равно цифра интересная.
Самыми общительным в праздничную ночь были абоненты Поволжского
Филиала: они совершили 263 миллиона звонков, отправили 63 миллиона
SMS-сообщений и переслали и приняли 122 Тб Интернет-трафика.
<...>».
Резюме
Видимо, благодаря «гуманизации» расценок объемы голосового трафика в
мобильных сетях действительно приближаются к уровню насыщения. И все
большее количество людей говорят столько, сколько им необходимо по
ситуации, а не по состоянию кошелька. Т.е. говорить по мобильному мы
стали много и даже в самые «лихие» новогодние дни генерируем трафика
всего на полтора-два десятка процентов больше, чем в бизнес-часы по
будням. Особенно это заметно на московской статистике, в других регионах
разница между пиковым новогодним и «будничным» трафиком заметно больше.
|